Вернуться к обычному виду

МАСТЕР ЛИРИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕЙЗАЖА

МАСТЕР  ЛИРИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕЙЗАЖА 23.03.2012
Общество
В Кинешемской картинной галерее открылась персональная выставка живописных работ Евгения Чистова, посвященная 70-летию автора.
Поздравить юбиляра со знаковым событием пришли глава города Ирина Виноградова, заместители главы администрации Инесса Клюхина и Ирина Панфилова, представители культурной и научной общественности города, а также друзья и родственники художника.
- Ваши работы приносят людям радость от общения с прекрасным. Они становятся источником эстетического наслаждения как для простых людей, так и для профессионалов. Вы относитесь к замечательному поколению художников, создавшим трудом своим и талантом славу русского живописного искусства. Эта слава рождалась из величайшего чувства любви к Родине, русской природе. Этим чувством наполнена и вся Ваша жизнь, проникнуто все Ваше творчество - признанного мастера лирического национального пейзажа. Искренне желаем Вам, уважаемый Евгений Валентинович, в этот день уверенности в своих силах, крепкого здоровья, счастья, жизненного оптимизма, любви близких и родных, - отметила в поздравлении Инесса Клюхина.
Как отметили присутствующие, выставка - результат многолетних духовных и эстетических исканий художника. Она представлена достаточно разносторонне, как в жанровом отношении, так и в отношении живописной манеры. Выставка дает возможность увидеть внутреннюю логику творческого развития живописца.  

Для справки:
Родился Евгений Валентинович Чистов 23 марта 1942 года в городе Костроме. Детство прошло в Кинешме. Семья жила в центре города, и поэтому в формировании личности будущего художника большое значение имели и архитектурная среда старого города, и набережная на высоком берегу, и далекий простор Заволжья, и излучина Волги. Желание рисовать появилось еще в раннем детстве, позднее потребность в рисовании и способности развились под влиянием профессионального художника и чуткого педагога М. В.Уткина, руководившего в то время кружком рисования при Доме пионеров.
После окончания средней школы № 4 им. Д.А.Фурманова, в 1960 году, Е.В.Чистов поступает на художественно-графический факультет Костромского педагогического института. Жизненный выбор сделан глубоко продуманно, и цель поставлена, можно сказать, подвижническая - стать художником, личностью творящей. Выбрана скорее не профессия, а способ духовного существования, осуществление себя. Вся дальнейшая жизнь художника подчинена этому.
В институте Е.Чистов прошел хорошую профессиональную школу в мастерской В.И.Лытнева - талантливого художника и увлеченного педагога, оказавшего большое влияние на формирование его эстетических взглядов. Отсюда - культура цвета в его произведениях, именно отсюда во все периоды творческого пути уважение к себе как к художнику, не позволяющее никогда фальшивить и халтурить. Шестидесятые годы - годы учебы Е. Чистова в институте - второе открытие для российского зрителя искусства импрессионистов, постимпрессионистов, искусства начала двадцатого века. Поэзия света и воздуха, живописной манеры, восприятия пространства и плоскости, принцип оптического смешения красок - все это имело определяющее значение для дальнейших творческих поисков художника. Окончив институт, Евгений Чистов возвращается в Кинешму. После короткого периода работы в школе и службы в армии, в 1967 году он начинает работать в Кинешемской производственной мастерской Художественного фонда РСФСР.
Неоценимую роль в становлении Е.В.Чистова как художника сыграли поездки на творческие дачи. В разные годы это были: Горячий Ключ, Академическая дача им. И.Е.Репина, Гурзуф. Там в совместной работе и в общении с коллегами-художниками Е.В.Чистов продолжал свое профессиональное обучение и развитие.
Это художник огромной энергии душевных усилий, профессионализма, артистизма, тонкого понимания природы. Среди жанровых пристрастий Е.В.Чистова - натюрморт, иногда портрет, но главное - пейзаж. Природа для него - источник творчества. Характерен интерес не к сиюминутной жизни, не к предметности и действительным событиям, а к состоянию, вызвавшему эмоции. Творческий процесс для художника - сотворение новой художественной реальности.
Особенность таланта Е.В.Чистова - упоительное разнообразие поисков живописной манеры, колорита, фактуры, виртуозная легкость владения разными техниками живописи. Он не боится экспериментировать, быть разным. Но к какой бы стилистике он ни обращался, остается самим собой, ярко индивидуальным.
Начало творческого пути и довольно длительный период отмечены влиянием постимпрессионистических направлений. Для работы этого времени характерен интерес к чисто живописным задачам: пластической обобщенности форм, декоративно-выразительному цвету, эстетике фактуры красочного слоя - все подчинено определенной художественной идее. Художник не стремится найти точное световое изображение натуры, а пишет в определенном заданном тоне, его захватывает не столько объективно существующая красота, но главным образом момент изобразительной ее интерпретации. Мера взаимодействия реального и условного, которая, не отрывая его от реалистической основы, придает необычайную образную выразительность. ("Веста спит после охоты", кавказская серия, "Мороженые яблоки", "Натюрморт с кофейником", "Натюрморт с картошкой" и др.)
Уже в портрете 1965 года "Рыбаки Балтики" при всей убедительной суровости образов моряков Севера обращают внимание эстетство и рафинированность цвета.
Е.В.Чистов чуток и к исканиям своих современников. Так, его увлекает художественный метод владимирцев ("На Елнати"), и в дальнейшем некоторые свойства их живописи остались в творческом багаже художника.
Желание понять тайны мастерства приводит его к живописной системе пуантилизма. В результате появляется серия работ, выполненных в этой технике ("Кинешма. Порт."). Здесь художник накладывает краски отдельными небольшими мазками, оставляя между ними белые просветы загрунтованного холста, в результате оптического смешения красок пейзаж приобретает нежный трепет, мерцание и подвижность. Цветовая гамма в этих работах очень высветлена, даже импрессионистически обесцвечена, цвет поглощается светом.
В "Автопортрете", выполненном тем же живописным приемом, красочный слой плотный, цвет интенсивен, даже горяч. Раздельные мазки сообщают живую вибрацию краскам.
Порой эмоции и палитра художника достигают экспрессионистической напряженности ("Цветы запоздалые"), что, в общем, не характерно для Е.В.Чистова - для него важнее не бурные проявления, а установившиеся явления, какие- то нюансы. Особенно это проявляется в более поздних пейзажах, выполненных в традициях русской школы лирического пейзажа настроения. Композицию художник ищет в самой натуре и достигает впечатления жизненной непосредственности. Здесь живописная задача - непосредственность передачи натуры во всей ее конкретности, всей точности реальных цветовых соотношений в световоздушной среде ("Сарайчики", "Бурный день", "Голубой март", "Осень на дворе").
Истинный шедевр этого периода - "Тишина", где тонко передано состояние и настроение тишины раннего туманного утра в пойме маленькой речки, застроенной баньками. Здесь особенно явно тяготение художника к масштабу картинного обобщения.  
Позднее в творчестве художника соединились обе тенденции. Несомненно, большой удачей последнего времени является пейзаж "Половодье", в котором реалистически трактованный мотив, фактурная живопись, изысканный, несколько условный колорит приведены к гармоническому единству, где декоративность является способом поэтической трактовки действительности.  
В работе "В этой деревне огни не погашены" художник обращается к социальной проблематике, от которой он всегда был далек. Здесь же звучит трагическая нота современности - вымирания деревень. Но вообще надо сказать, деревня, пейзаж для Е.В.Чистова - в основном предмет эстетического переживания.  
С начала двухтысячных годов и до настоящего времени художник полон планов, много и плодотворно работает, активно участвует в выставках не только городских, но и областных, региональных, международных. Он является дипломантом Всероссийской выставки "Художники России в Москве" и Международной выставки «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».  

Елена Усевич





Дата изменения: 23.03.2012 13:12:46

Возврат к списку